Написать сообщение
Позвонить на skype: likpestovo
Новости в формате RSS
Станица ЛИК Вконтакте
Станица ЛИК на Facebook
Станица ЛИК на Google+
Твиттер likpestovo
ГлавнаяСтатьи → Развитие лесного хозяйства Новгородской области

Государственная программа Новгородской области
«Развитие лесного хозяйства Новгородской области на 2014-2020 годы»

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новгородской области
от 17.10.2013 № 277

Паспорт государственной программы

1. Наименование государственной программы: государственная программа Новгородской области «Развитие лесного хозяйства Новгородской области на 2014-2020 годы» (далее государственная программа).

2. Ответственный исполнитель государственной программы: комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее комитет).

3. Соисполнители государственной программы: арендаторы лесных участков (по согласованию); Новгородские областные автономные учреждения – лесхозы (по согласо- ванию).

4. Подпрограммы государственной программы: «Охрана и защита лесов»; «Обеспечение использования лесов»; «Воспроизводство лесов»; «Обеспечение государственного управления в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности».

5. Цели, задачи и целевые показатели государственной программы:

№ п/п Цели, задачи, наименование и единица измерения целевого показателя Значение целевого показателя по годам
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Цель 1. Повышение эффективности охраны и защиты лесов с целью сокращения потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов
1.1. Задача 1. Развитие системы и средств обеспечения пожарной безопасности в лесах
1.1.1. Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров (%) 51,5 52,3 53,1 53,9 54,7 55,5 56,3
1.1.2. Доля крупных лесных пожаров в общем коли- честве возникших лесных пожаров (%) 2,4 2,3 2,2 2,2 2,1 2,0 2,0
1.1.3. Протяженность лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, построенных за год (км) 6,5 6,5 6,5 6,8 6,8 6,8 6,8
1.2. Задача 2. Предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, тушение лесных пожаров
1.2.1. Доля лесных пожаров, возникших по вине граждан, в общем коли- честве лесных пожаров (%) 71,8 70,3 68,8 67,3 65,8 64,3 62,8
1.2.2. Отношение площади земель лесного фонда, пройденных лесными пожарами в отчетном году, к средней площади земель лесного фонда, которые были пройдены пожарами в течение последних 5 лет (%) 4,2 4,2 4,2 4,2 4,2 4,2 4,2
1.3. Задача 3. Проведение профилактики возникновения, локализация и ликвидация очагов вредных организмов
1.3.1. Доля площади лесов, в которых осуществляются лесопатологические обследования, в общей площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью (%) 0,06 0,06 0,06 0,06 0,06 0,06 0,06
1.3.2. Отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вред- ных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними (%) 55,3 55,3 55,3 55,3 55,3 55,3 55,3
1.3.3. Отношение площади проведенных санитарно- оздоровительных меро- приятий к площади погибших и поврежден- ных лесов (%) 20,6 21,8 23,1 24,3 25,5 26,8 28,1
2. Цель 2. Создание условий для рационального, неистощительного и непрерывного лесопользования
2.1. Задача 1. Организация использования лесов и лесное планирование
2.1.1. . Доля площадей земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда (%) 40,0 40,5 41,0 41,5 42,0 42,5 43,0
2.1.2. Доля объема заготовки древесины выборочными рубками в общем объеме заготовки древесины (%) 7,7 8,0 8,2 8,5 8,7 9,0 9,2
2.1.3. Отношение фактического объема заготовки древе- сины к установленному допустимому объему изъятия древесины (%) 46,0 47,0 48,0 50,0 60,0 60,2 61,3
3. Цель 3. Сокращение площади непокрытых лесом земель, обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение их продуктивности и качества
3.1. Задача 1. Функционирование объектов Единого генетико-селекционного комплекса (ЕГСК)
3.1.1. Доля семян с улучшен- ными наследственными свойствами от общего объема заготовленных семян (%) 1,03 1,08 1,14 1,19 1,25 1,3 1,36
3.1.2. Доля лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшен- ными наследственными свойствами, в общем объеме искусственного лесовосстановления (%) 0,3 0,34 0,37 0,41 0,44 0,48 0,52
3.2. Задача 2. Осуществление лесовосстановления и лесоразведения
3.2.1. Отношение площади искусственного лесовос- становления к площади выбытия лесов в резуль- тате сплошных рубок и гибели лесов (%) 39,7 41,1 42,4 43,9 45,4 46,9 48,5
3.2.2. Доля лесных культур в общем объеме лесовос- становления на землях лесного фонда (%) 30,0 30,1 30,2 30,3 30,4 30,5 30,6
3.2.3. Лесистость территории Новгородской области (%) 63,5 63,5 63,6 63,8 64,0 64,2 64,4
3.2.4. Количество школьных лесничеств (ед.) 7 7 8 8 9 9 10
3.3. Задача 3. Проведение ухода за лесами
3.3.1. Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (%) 37,4 37,4 37,4 37,4 37,4 37,4 37,4
3.3.2 Отношение площади рубок ухода в молодняках к площади молодняков хозяйственно ценных пород (%) 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,1 2,1
4. Цель 4. Повышение эффективности управления лесами и контроля за использованием и воспроизводством лесов
4.1. Задача 1. Обеспечение исполнения полномочий комитета
4.1.1. Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда (руб. на 1 га) 84,1 86,6 89,2 91,9 94,6 97,4 100,4
4.1.2. Сокращение объема незаконных рубок в процентах к предыду- щему году (%) 5,0 5,0 4,0 3,0 3,0 3,0 3,0
4.1.3. Отношение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства к сумме нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства (%) 4,4 5,4 6,4 7,4 8,4 9,4 10,4
4.1.4. Отношение количества случаев с установлен- ными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушений лесного законодатель- ства (%) 24,0 24,7 25,4 26,1 26,8 27,5 28,2
4.2 Задача 2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
4.2.1. Доля специалистов лесного хозяйства, про- шедших повышение квалификации, в общей численности работников комитета (%) 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9

6. Сроки реализации государственной программы: 2014-2020 годы.5

7. Объемы и источники финансирования государственной программы в целом и по годам реализации (тыс.руб.):

Год Источник финансирования
областной бюджет федеральный бюджет местные бюджеты внебюджетные средства всего
2014 53599,9 362348,3 - 326812,6 742760,8
2015 55089,3 362348,3 - 320242,6 737680,2
2016 55089,3 362348,3 - 356804,5 774242,1
2017 55089,3 362348,3 - 367676,9 785114,5
2018 55089,3 362348,3 - 378837,3 796274,9
2019 55089,3 362348,3 - 386814,2 804251,8
2020 55089,3 362348,3 - 393071,5 810509,1
ВСЕГО 384135,7 2536438,1 - 2530259,6 5450833,4

8. Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы:

реализация мероприятий государственной программы в целом будет способствовать:

повышению эффективности и доходности лесного хозяйства; сырьевому обеспечению лесоперерабатывающей промышленности; обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду; наиболее полному удовлетворению собственных нужд граждан в древесине и других лесных ресурсах, обеспечению занятости сельского населения.

В результате решения задач по сокращению потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов предполагается:

реализация мероприятий по охране лесов от пожаров, обеспечивающих создание в Новгородской области эффективной системы профилактики, раннего обнаружения и тушения лесных пожаров, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов и объектов экономики;

реализация мероприятий в сфере защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов, обеспечивающих создание эффективной системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий, оперативное выявление и качественную диагностику лесопатологических факторов, своевременное назначение и проведение локализации и ликвидации очагов вредных организмов, а также комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий.

В результате решения задач по созданию условий для рационального, неистощительного и непрерывного использования лесов предполагается:6 использование лесов, направленное на увеличение объема платежей от использования лесов с единицы лесной площади;

дальнейшее развитие форм права пользования лесными участками, реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

снижение объема незаконных рубок в результате повышения эффективности лесной охраны;

достижение отношения фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 61,0 %.

В результате решения задач по обеспечению баланса выбытия и восстановления лесов, повышения их продуктивности и качества предполагается:

обеспечение баланса рубок и убыли лесов от пожаров, вредителей и болезней леса с темпами лесовосстановления;

улучшение породного состава лесных насаждений;

создание постоянной лесосеменной базы и формирование фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также обеспечение регулярного ухода за лесными культурами;

создание лесных плантаций на вырубках, лесных участках с малоценными насаждениями, а также на неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения;

повышение лесистости территории области до 64,4 %; сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.

В результате решения задач по повышению эффективности управления лесами предполагается:

повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда; осуществление перехода к оказанию государственных услуг в сфере лесного хозяйства в электронном виде;

развитие системы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также увеличение численности лесной охраны, что позволит существенно сократить объемы нарушений лесного законодательства;

обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов лесного хозяйства;

повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств.

I. Характеристика текущего состояния лесного хозяйства Новгородской области, приоритеты и цели государственной политики в указанной сфере

Леса, находящиеся в границах территории Новгородской области, являются важнейшим фактором регулирования окружающей среды, речных стоков, биологического разнообразия и климата. Климат региона умеренно-континентальный, древесная растительность испытывает сильное воздействие неблагоприятных для нее факторов среды.

По данным государственного лесного реестра на 01 января 2013 года леса занимают 63,5 % территории Новгородской области. Общая площадь земель лесного фонда, находящаяся в ведении комитета, составляет 3912,2 тыс.га. Покрытые лесом земли занимают 3439,5 тыс.га, общий запас насаждений равен 547,3 млн.куб.м.

Высокая хозяйственная освоенность территории Новгородской области, наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно в границах лесного фонда, создают высокую антропогенную нагрузку на леса, находящиеся в границах территории области, повышают опасность возникновения в них пожаров. Средний класс природной пожарной опасности лесов третий.

За последние 20 лет наибольшее число пожаров зафиксировано в 2002 году – 813 возгораний, в результате чего огнем было уничтожено около 7,2 тыс.га лесной площади.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и весенние сельско- хозяйственные палы.

В июле-августе 2010 года по территориям Боровичского, Любытинского районов прошел ураган, вследствие которого на площади около 60,0 тыс.га земель лесного фонда образовались ветровалы и буреломы. Ветровалы и буреломы являются потенциально опасными лесными участками в пожарном отношении, а также источником размножения вредителей леса. Повышается риск возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами, угрозой населенным пунктам и объектам экономики.

В настоящее время потенциальный объем рубок в спелых древостоях составляет 7194,4 млн.куб.м в год. Освоение расчетной лесосеки составляет около 40,0 % от реально возможного объема.

Площадь, переданная в аренду, по состоянию на 01 июля 2013 года составляет 1639,2 тыс.га. Объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации). Существует проблема недостаточной актуализации информационных данных о потенциале лесных ресурсов, их 2 количественных и качественных характеристиках, отсутствия обобщенных данных государственного лесного реестра на уровне Российской Федерации. В целях решения данного вопроса комитетом осуществляется внедрение автоматизированной системы обобщения информации.

Одной из причин неполного использования лесных ресурсов области является недостаточное развитие лесной транспортной инфраструктуры, также сдерживает рост лесозаготовок недостаток производственных мощностей по переработке древесины. Как следствие, значительные площади лесных ресурсов остаются недоступными, а самый рентабельный ресурс (древесина хвойных пород) в зоне, прилегающей к транспортным магистралям, уже истощен.

Крупные деревообрабатывающие предприятия функционируют в 6 районах области из 21 и сконцентрированы на севере и востоке области, где имеется больший процент запасов хвойной древесины и наиболее развита транспортная инфраструктура.

Значительная доля переработки древесины в области сводится к лесопилению, производятся пиломатериалы, погонаж, вагонка, половая доска, окна, двери, мебель. Большое место в структуре лесопромышленного комплекса области занимает производство фанеры и плит, активно развивается деревянное домостроение.

В области реализуются два приоритетных инвестиционных проекта в сфере освоения лесов:

проект общества ООО «Хасслахерлес» (австрийского концерна «Хасслахер Норика Тимбер») – «Создание производства строганных пиломатериалов и развитие лесной инфраструктуры в Маловишерском районе Новгородской области» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 августа 2011 года № 1090; проект ООО «Крестецкий лесопромышленный комплекс» – «Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 марта 2012 года № 297;

Также планируются к реализации еще 2 инвестиционных проекта, позволяющих повысить степень использования лиственных низкобонитетных и малопродуктивных насаждений:

инвестиционный проект в области освоения лесов ООО «Русские Лесные Пеллеты Старая Русса» – «Создание лесоперерабатывающего предприятия по производству экологически чистого топлива (пеллет) в Новгородской области»;

инвестиционный проект ООО «Континентальинвест» – «Строительство целлюлозного комбината в Пестовском районе Новгородской области». Переработка низкосортной древесины на целлюлозном комбинате позволит производить товарную целлюлозу для российских и зарубежных потребителей, решив проблемы использования низкокачественной древесины.

Анализ возрастной структуры лесов Новгородской области показывает, что в общей доле спелых и перестойных насаждений на лиственные породы приходится 73,0 %. Это объясняется слабой интенсивностью лесопользования лиственных насаждений, что в свою очередь ведет к ухудшению санитарного состояния лесов области и снижению их устойчивости.

На значительной части территории области произошла смена хвойных лесов смешанными и мягколиственными, под пологом которых имеется второй ярус и подрост хозяйственно ценных хвойных пород. Часть эксплуатационного фонда представлена площадями, пройденными различными видами рубок невысокой интенсивности. В основном эти леса тяготеют к населенным пунктам, к сплавным (в прошлом) рекам.

Леса, бывшие ранее в ведении сельскохозяйственных организаций области, а теперь переданные в лесничества комитета, отличаются рядом особенностей, связанных с прошлым ведением в них лесного хозяйства. В основном, они характеризуются сложной мозаичной структурой, как правило, разновозрастные и многоярусные. В настоящее время в лесоустроительных и плановых материалах основным способом рубки спелых древостоев в лесах Новгородской области принят сплошно-лесосечный.

В целях обеспечения эффективного воспроизводства лесов, связанного с использованием лесных ресурсов, необходимо увеличение доли лесных культур, создаваемых посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами. Эту задачу сможет обеспечить создание лесного селекционно-семеноводческого центра.

В последний 10-летний период снижаются объемы выращивания посадочного материала для лесокультурного производства. Наметившиеся тенденции в случае непринятия адекватных организационно-технических мер могут только усилиться, что приведет к сокращению объемов создания лесных культур и ухудшению качества создаваемых лесов.

Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений, в Российской Федерации составляет около 3,0 % общей площади, в Новгородской области – менее 0,5 %. Особую актуальность приобретают задачи, направленные на решение вопросов по ускоренному и качественному восстановлению вырубок.

Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на областном и федеральном уровнях.

Среди проблем отрасли следует отметить неудовлетворительное состояние материально-технической базы, это в первую очередь касается Новгородских областных автономных учреждений – лесхозов, выполняющих противопожарные мероприятия и тушение лесных пожаров на основании государственных заданий и работы по защите, воспроизводству лесов, расположенных на территории Новгородской области, в соответствии с государственными контрактами. Износ большинства единиц автотранспорта и оборудования составляет 70,0 %-80,0 % и более.

Кроме того, в отрасли ощущается недостаток квалифицированных кадров, уровень оплаты труда является невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики).

Для устойчивого развития лесного сектора экономики Новгородской области имеются объективные предпосылки, которые можно выразить следующими положениями:

географические условия, которые благоприятствуют произрастанию лесов на территории области;

лесные древесные ресурсы, которые в значительной степени недоиспользуются (используется в среднем не более 40,0 % расчетной лесосеки); развитие рынка недревесной продукции леса;

использование трудовых ресурсов среди сельского населения; близость потребителей лесопродукции как на внутреннем (Москва и Санкт-Петербург), так и на зарубежном рынках сбыта.

Приоритетные направления развития лесного хозяйства определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

К ним относятся:

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

В качестве основных стратегических целей развития лесного комплекса Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, принятая в 2008 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, предусматривает необходимость обеспечения устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Стратегическими целями развития лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса и совершенствования управления лесами в Новгородской области являются:

сокращение потерь лесного хозяйства области от пожаров, вредных организмов, незаконных рубок;

создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов;

своевременное и качественное воспроизводство лесов.

II. Перечень и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы

К рискам реализации государственной программы относятся: риски, связанные с причинами природного характера, включая экстремальные природные ситуации (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, повреждение лесов стихийными климатическими факторами, метеорологические условия, определяющие возможность проведения мероприятий по использованию лесов и другие).

В зависимости от характера и масштабности проявления этих рисков могут возникнуть критические ситуации, связанные с повреждаемостью и гибелью лесов вследствие лесных пожаров, вспышек массового размножения вредных организмов, что приведет к незапланированному увеличению объемов реабилитационных работ и необходимости привлечения дополнительного финансирования в целях их осуществления. Для регулирования таких рисков может потребоваться принятие срочных управленческих решений, привлечение значительных сил и ресурсов.

Ухудшение метеорологических условий при осуществлении использования лесов, как правило, носит ограниченный характер и может проявиться в процессе выполнения мероприятий в отдельные годы;

риски, связанные с социально-экономическими факторами, включая неблагоприятную экономическую ситуацию на рынке лесной продукции, недостаточность местных трудовых ресурсов и квалифицированных кадров, а также пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий государственной программы.

Неблагоприятная экономическая ситуация на мировом рынке относится к внешним факторам и может стать причиной снижения деятельности лиц, использующих леса, что приведет к уменьшению объемов использования лесов и получения дохода от использования лесов. Могут также сократиться объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендованных лесных участках;

риски, связанные с возможностью осуществления планируемых мероприятий, и прежде всего на неарендованных лесных территориях.

Регулирование этой группы рисков осуществляется на областном и местном уровнях посредством совершенствования планирования работ по охране, защите и воспроизводству лесов, регулирования договорных отношений на выполнение работ по договорам аренды или договорам купли-продажи лесных насаждений;

риски управленческого характера.

Указанные риски носят локальный характер и могут быть устранены в процессе принятия управленческих решений, а также через широкое привлечение общественности к решению вопросов планирования лесного хозяйства.

III. Механизм управления реализацией государственной программы

Оценку соотношения эффективности реализации государственной программы с приоритетами, целями и показателями прогноза социальноэкономического развития области и контроль за реализацией государственной программы осуществляет заместитель Губернатора Новгородской области, организующий взаимодействие органов исполнительной власти Новгородской области по вопросам лесного хозяйства и лесной промышленности.

Комитет осуществляет:

непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий государственной программы;

координацию выполнения мероприятий государственной программы;

подготовку при необходимости предложений по уточнению мероприятий государственной программы, объемов финансирования, механизма реализации государственной программы, исполнителей государственной

программы, целевых показателей реализации государственной программы; составление отчетов о ходе реализации государственной программы в соответствии с постановлением Правительства Новгородской области от 26.07.2013 № 97 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Новгородской области, их формирования и реализации».

Комитет Правительства Новгородской области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области осуществляет общий мониторинг хода реализации государственной программы, результаты мониторинга и оценки выполнения целевых показателей ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным, докладывает первому заместителю Губернатора Новгородской области.

Источник: Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области

Все статьи

  Яндекс.Метрика
  Индекс цитирования сайта ЛИК Пестово.
© 2011—2018, Лесная Инновационная Компания (ООО ЛИК) • Пользовательское соглашение
174510, Россия, Новгородская область, г.Пестово, ул.Набережная, д. 6А • Схема проезда
Телефоны: +7 81669 555-34, +7 81669 555-63Написать письмо

Мобильная версияКарта сайта