Написать сообщение
Позвонить на skype: likpestovo
Новости в формате RSS
Станица ЛИК Вконтакте
Станица ЛИК на Facebook
Станица ЛИК на Google+
Твиттер likpestovo
ГлавнаяНовости → 29 мая 2015
29 мая 2015

Концепция интенсивного использования и воспроизводства лесов

Минприроды продолжает разработку Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов. На данный момент готовы проекты самой Концепции, рабочего плана ее реализации ("дорожной карты"), и финансово-экономического обоснования. После того, как проекты Концепции и плана ее реализации были впервые представлены на совещании в Рослесхозе в середине марта, они были существенно доработаны, и теперь представляют собой вполне серьезные документы, достойные широкого профессионального обсуждения.

Концепция интенсивного использования и воспроизводства лесов

1. Введение

Настоящая Концепция определяет основные направления интенсификации использования и воспроизводства лесов (далее – интенсивная модель), а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.

Концепция разработана в соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1724-р, Государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318, а также существующим российским и зарубежным опытом по применению интенсивной модели.

2. Современное состояние лесного сектора

Лесное хозяйство России имеет длительную историю, на протяжении которой использовались разные подходы к ведению лесного хозяйства. Особенностью текущей ситуации является то, что в лесном хозяйстве в течение последних ста лет не развивалась сторона, связанная с экономической эффективностью мероприятий и всего лесного цикла. Объем лесопользования в целом по стране поддерживался за счет вырубки все новых и новых массивов первичных лесов. При отсутствии качественного лесовосстановления и ухода за лесами следование такой практике привело к истощению сырьевых баз и падению эффективности лесного сектора.

Наиболее яркими индикаторами состояния лесного сектора России являются его крайне низкая эффективность и постоянное ухудшение качества лесного фонда. В таблице 1 приведены данные о падении доли хвойных пород в лесном фонде и в расчетной лесосеке по различным регионам Северо-Запада России и Сибири за период с 1956 по 2008 годы. Для сравнимости данных по годам расчетная лесосека пересчитана по единой формуле лесосеки равномерного пользования.

Таблица 1 – Сравнение доли хвойных пород в лесном фонде и в расчетной лесосеке по различным регионам Северо-Запада России и Сибири с 1956 по 2008 гг.

Регион

Доля хвойных пород в расчетной лесосеке*, %

Доля площади хвойных пород в эксплуатационном фонде*, %

1956

год

2008

год

Относительное изменение, %

1956

год

2008

год

Относительное изменение, %

Архангельская обл.

89,8

60,2

-33,0

92,1

76,4

-17,1

Вологодская обл.

47,8

31,1

-34,9

61,7

49,2

-20,4

Республика Карелия

89,2

79,5

-10,9

91,9

88,8

-3,5

Республика Коми

77,1

60,2

-21,9

81,6

78,1

-4,3

Ленинградская обл.

49,8

53,0

+6,6

59,2

65,3

+10,2

Новгородская обл.

34,2

27,5

-19,5

43,9

36,9

-15,9

Псковская обл.

47,5

31,1

-34,5

57,6

39,5

-31,5

Итого по

7 субъектам Северо- Запада России

76,9

51,2

-33,4

82,6

72,0

-12,9

Иркутская обл.

86,6

64,4

-25,6

84,7

70,6

-16,6

Красноярский край

82,3

59,8

-27,4

83,5

66,9

-19,9

* Данные на основе статистики государственного учета лесного фонда

В таблице 2 приведена долгосрочная динамика доли хвойных пород в лесном фонде и в расчетной лесосеке по Северо-Западу России и Иркутской области.

Таблица 2 – Долгосрочная динамика доли хвойных пород в лесном фонде и в расчетной лесосеке по Северо-Западу России и Иркутской области

Год

учета

Доля хвойных пород в расчетной лесосеке, %

Доля площади хвойных пород в эксплуатационном фонде, %

Северо-Запад

России*

Иркутская область

Северо-Запад

России*

Иркутская область

1956

76,89

86,60

82,61

84,73

1961

72,78

81,99

80,77

77,36

1966

67,39

72,88

79,04

78,15

1973

66,26

73,30

79,29

77,16

1978

64,87

72,66

78,73

77,92

1983

66,10

74,31

79,72

78,73

1988

64,65

74,71

79,85

79,61

1993

61,86

70,38

78,74

75,80

1998

56,72

67,88

75,91

73,83

2002

54,40

66,66

74,35

72,68

2005

53,08

66,36

73,59

72,30

2008

51,20

64,43

71,97

70,63

* Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Псковская области, Республика Карелия, Республика Коми

При очень близких средних эксплуатационных запасах величина валового внутреннего продукта (ВВП) лесного сектора на гектар эксплуатационной площади в год в России намного ниже, чем в Швеции и Финляндии. Происходит долговременная смена хвойных пород на лиственные. Практически все лесоперерабатывающие компании испытывают дефицит сырья: средние и мелкие компании – при заготовке высококачественных сортиментов (пиловочника и фанкряжа), а крупные компании, в первую очередь целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК), достигли границы экономически оправданного радиуса доставки балансов.

В основе сложившегося системного кризиса лежит следование экстенсивной модели лесопользования. Она основана на пионерном освоении новых массивов спелых лесов, требует относительно небольших вложений, но дает очень низкую отдачу в долгосрочной перспективе и приводит к ухудшению лесного фонда. Основой применения этой модели были большие лесные массивы первичных лесов, которые в европейской части страны исчерпались в 60-70 годах, а в Сибири – исчерпываются сейчас. Экстенсивная модель приводит к резкому ухудшению качества лесов и из-за длительного периода оборота средств не способна создавать и поддерживать лесную транспортную инфраструктуру. Это ограничивает не только возможности экономического развития лесного сектора, но и другие стороны использования лесов, в частности рекреационное использование, пользование недревесными и пищевыми лесными ресурсами и возможности по борьбе с лесными пожарами. Усугубляет ситуацию то, что система управления лесным хозяйством не использует индикаторы, напрямую связанные со стоимостной оценкой лесов. Исторически сложилось, что система планирования и большая часть лесохозяйственных нормативов на всех уровнях не имеют экономического обоснования.

Альтернативой экстенсивной модели является интенсивная модель лесного хозяйства. Она основана на систематическом уходе за растущим лесом, что позволяет поддерживать древостой на максимуме прироста и кардинально улучшать качество и товарную структуру лесов. Интенсивная модель в первую очередь позволяет достигнуть высокой экономической эффективности лесного сектора и увеличения общего объема заготовки. Другим важным эффектом является возможность выращивания древостоев с заданными целевыми характеристиками в более короткие сроки.

Исторически интенсивная модель была разработана и реализована в странах, в которых лес являлся одним из основных видов доступных природных ресурсов. Первоначально развивалась экономическая составляющая интенсивной модели. Повсеместно выращивались чистые хвойные древостои, приоритет при лесовосстановлении отдавался лесным культурам, в результате практически вся лесная территория была занята коммерческими лесами упрощенной структуры. Данный подход обеспечил очень высокие экономические показатели лесного сектора ряда стран, но при этом выявились существенные проблемы. Главными из них были: снижение естественной устойчивости лесов к болезням из-за отсутствия в монокультурных лесах естественных механизмов защиты, а также уменьшение биологического разнообразия лесов. Пик реализации экономического подхода в чистом виде был достигнут в 70-е годы, после чего указанные проблемы привели к увеличению болезней леса и в результате к падению экономических показателей. Начиная с 80-90-х годов, начали активно развиваться подходы, связанные с сохранением биоразнообразия как абсолютно необходимого компонента лесной среды и с адаптацией системы лесозаготовок и лесовосстановления к методам, которые бы имитировали естественную динамику лесов. Современное видение интенсивной модели включает специальные требования по защите элементов биоразнообразия лесов и по приближению динамики коммерческих лесов к естественной динамике. В России в настоящее время действуют следующие факторы, препятствующие развитию однобокого применения интенсивной модели:

  • развитая система выделения защитных лесов и особо защитных участков лесов с ограничением в них лесопользования;
  • система добровольной лесной сертификации, принятая большинством крупных компаний (около 50 млн га арендованных лесов), которая включает требования устойчивого лесопользования, сохранения биоразнообразия и учета интересов местного населения;
  • наличие российского опыта, как по природоохранному планированию, так и по методам, имитирующим естественную динамику лесов (Проект «Псковский модельный лес», «Серебряная тайга» и др.).

В Концепции дополнительно предусмотрены следующие меры:

  • постановка цели интенсивной модели как баланса трех ее основных элементов – экономики, экологии и социального развития;
  • разработка лесохозяйственных нормативов, учитывающих необходимость имитации естественной динамики лесов;
  • развитие специальных природоохранных нормативов, ориентированных на сохранение биологического и ландшафтного разнообразия при применении интенсивной модели.

Для перехода на интенсивную модель в России необходимо утвердить концепцию интенсификации использования и воспроизводства лесов и нормативную основу к ней. Процесс создания нормативной основы должен включать разработку набора нормативов по лесовосстановлению, уходу за лесом, рубкам спелых и перестойных насаждений и правил заготовки древесины. Новая система нормативов должна базироваться на принципах, связанных с экономическим обоснованием и с расчетом эффективности, который основан на долгосрочном влиянии мероприятий на характеристики древостоев, в особенности рубок ухода. Поскольку эти элементы отсутствуют в действующей системе нормативов, требуется провести полевые работы по сбору необходимых данных. Должна быть разработана система лесного планирования, реализующая экономическое обоснование, как отдельных мероприятий, так и расчет общей эффективности цикла ведения лесного хозяйства с учетом неистощительности лесопользования, как на уровне лесопромышленных компаний, так и на уровне регионов. Данный подход позволит рассматривать затраты на лесное хозяйство, как инвестиции с прогнозируемым эффектом.

Интенсивная модель подразумевает ведение устойчивого лесного хозяйства и обеспечивает неистощительность лесопользования, постоянное увеличение экономической отдачи, сохранение биологических функций лесов, в том числе путем проведения научно обоснованных и адаптированных к региональным, местным условиям и характеристикам насаждений коммерческих рубок ухода, проведение рубок ухода в молодняках, формирование древостоев нужной сортиментной структуры, эффективное обеспечение лесовозобновления при сохранении биоразнообразия и других социально и экологически значимых функций лесов. Таким образом, интенсивную модель можно определить, как систему лесного хозяйства и лесопользования, в которой мероприятия в лесу обоснованы так, чтобы получить максимальную экономическую эффективность лесного цикла в целом (от лесовосстановления до вырубки спелого древостоя) при соблюдении требований неистощительности лесопользования и сохранения биологического разнообразия.

Переход на интенсивную модель ведения лесного хозяйства позволит обеспечить увеличение среднегодового объема заготовки с гектара на цикл ведения хозяйства (за период от возобновления до финальной рубки насаждения) с существующих 1,5-2 м3/га в год до:

  • 3-4 м3/га в год для условий северной тайги;
  • 5-6 м3/га в год для средней и южной тайги.

При этом выход пиловочника вырастает от 20-30 % до 60-65 %, фанкряжа для тонкого лущения – с 2-3 % до 15-20 % за счет оставления лучших деревьев при рубках ухода и увеличения среднего диаметра древостоя.

3. Стратегические цели и задачи

Стратегической целью интенсификации использования и воспроизводства лесов является достижение устойчивого сбалансированного соотношения трех основных компонентов развития лесного сектора – экономики, экологии и социального развития.

В настоящее время наблюдается сильный дисбаланс между этими компонентами.

Экономическая составляющая характеризуется чрезвычайно низкой экономической эффективностью, как лесного хозяйства, так и лесного сектора в целом (стоимость производимой продукции лесного сектора на гектар эксплуатационных лесов в год).

Наиболее развитой, при всех существующих недостатках и проблемах, является экологическая составляющая лесного хозяйства. Она опирается на детально разработанное законодательство, связанное с выделением защитных лесов и особо защитных участков. В настоящее время общая площадь лесов с различными режимами ограничения использования лесов составляет около 26 % с учетом земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Такая система является уникальной на мировом уровне в зоне бореальных лесов. Наибольшей угрозой для этой системы является продолжение следования экстенсивной модели, что требует вовлечения в оборот новых площадей нетронутых лесов.

Социальная составляющая имеет как явные достоинства, так и недостатки. С одной стороны – гражданам обеспечено право свободного доступа в лес и пользования определенными видами продукции (сбор грибов, ягод и др.), с другой стороны – из-за низкой экономической эффективности лесного сектора в лесных районах не обеспечивается достаточное количество рабочих мест в лесном секторе, в том числе высококвалифицированных, и уровень зарплаты. Из-за низкой общей налогооблагаемой базы ограничено развитие общей и социальной инфраструктуры территории.

При реализации указанной выше стратегической цели экономическая составляющая должна быть коренным образом улучшена за счет перехода на интенсивное использование и воспроизводство лесов. При этом должно быть обеспечено постепенное улучшение качества и стоимости растущего леса на корню как основы эффективной лесопереработки. Учитывая площадь лесов и разнообразие лесорастительных условий территории Российской Федерации, этот процесс займет определенное время, при этом не ставится цель достижения максимальной эффективности за счет сверхэксплуатации природных условий и нарушения экологического баланса. Объем и структура экологических ценностей должны быть сохранены, но возможна их модификация в связи с требованиями сохранения экологического и ландшафтного разнообразия. В ряде категорий защитных лесов могут быть допущены элементы интенсивной модели, в частности рубки ухода и выборочные рубки – там, где они не противоречат функциям категорий защитных лесов. Развитие социальной составляющей должно происходить, в первую очередь, за счет развития экономических отношений в лесу и обеспечивать более высокий уровень общей и социальной инфраструктуры.

Для реализации указанной цели нужно выполнить следующий перечень задач:

  • разработка критериев зонирования территории;
  • изменение нормативно-правовых актов (НПА), которые регулируют деятельность в лесу и возможность выполнения тех или иных операций согласно требованиям технологии интенсивного использования и воспроизводства лесов;
  • реализация экономического механизма интенсивной модели;
  • улучшение качества и стоимости растущего леса на корню;
  • развитие лесной инфраструктуры;
  • увеличение доли лесного сектора в ВВП;
  • увеличение экономической отдачи с гектара в год лесного сектора;
  • улучшение породной структуры лесов;
  • формирование технологий максимально быстрого выращивания древостоев с заданными характеристиками, включая методы ускоренного лесовыращивания и применения посадочного материала с закрытой корневой системой;
  • создание устойчивой сырьевой базы для переработки;
  • формирование сбалансированного регионального спроса на различные виды сортиментов;
  • повышение эффективности лесных предприятий и общей конкурентоспособности лесного сектора;
  • увеличение управляемости лесного сектора;
  • формирование и поддержание актуальной лесоустроительной и иной информации;
  • обеспечение условий для долгосрочных инвестиций в лесной фонд и лесопереработку;
  • увеличение вовлечения защитных лесов в частичный экономический оборот при условии выполнения ими защитных функций;
  • сохранение по меньшей мере существующей доли защитных лесов;
  • сохранение и развитие экологических ценностей лесов;
  • сохранение биоразнообразия;
  • повышение уровня занятости населения лесных поселков;
  • повышение квалификации персонала;
  • увеличение доли высококвалифицированного труда в лесном секторе;
  • увеличение объемов использования лесов для заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
  • повышение интереса к лесу и лесным проблемам со стороны населения страны в целом.

4. Реализация экономической модели интенсивного использования и воспроизводства лесов

Реализация экономического механизма интенсивной модели должна соответствовать определенным принципам. Эти принципы устанавливают в целом приоритет обязательного учета экономической эффективности вложения средств в лесохозяйственные мероприятия. Это обусловлено длительностью цикла лесного хозяйства и большим количеством возможных операций в лесу, что требует не только учета текущей ситуации, но и долгосрочного планирования. Например, для таежных лесов наиболее эффективным мероприятием, которое влияет на качество лесов, объем заготовки и развитие инфраструктуры, являются рубки ухода.

Устанавливаются следующие основные принципы реализации экономического механизма интенсивной модели:

  • экономическая оценка последствий проведения всех видов лесохозяйственных мероприятий;
  • проведение планирования на весь цикл лесного хозяйства с учетом экономической эффективности цикла;
  • учет основных экономических факторов: текущего и прогнозируемого спроса, инфраструктуры, затрат на различные операции в лесу;
  • оптимизация хозяйственного цикла под выращивание насаждений с целевой породной и товарной структурой;
  • обеспечение изъятия полного прироста на протяжении цикла хозяйства за счет набора лесохозяйственных мероприятий;
  • учет региональных экономических условий;
  • создание экономических и правовых стимулов для перехода бизнеса к интенсивному использованию и воспроизводству лесов.

С точки зрения реализации указанных принципов существуют определенные технологические решения, которые позволяют достигать требуемых результатов. Эти решения должны быть отражены в изменениях НПА для применения в работе органов государственного лесоуправления и лесопромышленных компаний в лесу.

Перечень технологических решений включает:

  • проведение системы рубок ухода для поддержания древостоя на максимуме текущего прироста и улучшения его товарной структуры;
  • проведение планирования на основе экономического анализа последствий проведения лесохозяйственных мероприятий и достижения долгосрочной экономической эффективности;
  • проведение финальных рубок с учетом метода и технологии последующего возобновления;
  • проведение финальных рубок при достижении целевого диаметра древостоя (наименьшего среднего диаметра, при котором насаждение признается спелым);
  • оптимизация последовательности лесохозяйственных мероприятий по затратам и получению необходимых сортиментов;
  • развитие и поддержание дорожной инфраструктуры за счет равномерного изъятия древесины с каждого выдела при рубках ухода и финальных рубках;
  • переформирование молодняков за счет рубок ухода высокой интенсивности;
  • применение методов ускоренного лесовыращивания с использованием посадочного материала и семенного фонда улучшенных качеств, полученных на основе достижений методов лесной генетики и селекции;
  • контроль лесовосстановления по формированию насаждения целевой породы к определенному моменту времени, при этом выбор метода лесовосстановления остается за лесопользователем;
  • точная оценка стоимости растущего леса на корню под различные сортиментные планы;
  • учет технологических параметров наиболее распространенной лесной техники и оборудования при разработке лесохозяйственных нормативов;
  • учет требований систем лесной сертификации;
  • система природоохранного планирования и природоохранных нормативов, которая компенсирует эффект воздействия на биоразнообразие регулярных рубок ухода и формирования коммерческих целевых древостоев;
  • проведение лесной мелиорации;
  • региональные нормативы, отражающие местные особенности развития древостоев и ландшафтов.

5. Направления развития

Успешная реализация экономического механизма и элементов интенсивного использования и воспроизводства лесов должна основываться на целом комплексе мероприятий федерального и регионального уровней.

5.1. Разработка нормативно-правовых документов

Перечень изменяемых нормативно-правовых актов, основные изменения в них и условия их применения:

Правила заготовки древесины (приказ Рослесхоза от 01.08.2011 № 337):

  • сохранность подроста при рубках не регламентируется при условии обеспечения последующего лесовосстановления иными способами (искусственное, комбинированное) в сроки, установленные правилами лесовосстановления;
  • площадь погрузочных площадок и доля волоков определяется с учетом региональных особенностей лесов и применяемых технологий заготовки;
  • порубочные остатки при проведении рубок ухода остаются на лесосеке с условием их приземления;
  • оставление мелкотоварной древесины длиной более 3-х метров в местах проведения рубок ухода не регламентируется;
  • добавляются обязательные требования по сохранению биоразнообразия;

Правила ухода за лесами (приказ Минприроды России от 16.07.2007 № 185):

  • объем вырубаемого запаса или интенсивность вырубки устанавливается исходя из требования максимального прироста древостоя;
  • вместо сомкнутости крон (относительной полноты) в качестве параметров назначения мероприятия используются густота насаждения и абсолютная полнота;
  • число приемов рубок ухода устанавливается на основании прогноза динамики прироста, запаса и среднего диаметра насаждения;
  • контроль осуществляется по густоте насаждения после проведения рубки ухода;
  • по результату проведения рубки ухода не допускается снижение среднего диаметра целевой породы;
  • рубки ухода в молодняках проводятся за всеми целевыми породами, включая лиственные;
  • рубки ухода высокой интенсивности в лиственных молодняках могут использоваться для переформирования древостоя;

Правила лесовосстановления (приказ Минприроды России от 16.07.2007 № 183 (ред. от 05.11.2013)):

  • все способы лесовосстановления, агротехнические приемы и их параметры (густота посадки, обработка почвы, уход за лесными культурами) указываются как рекомендуемые;
  • контроль осуществляется по сроку лесовосстановления, густоте молодняка и средней высоте целевой породы к моменту перевода молодняка в покрытую лесом площадь;

Порядок исчисления расчетной лесосеки (приказ Рослесхоза от 27.05.2011 № 191):

  • расчетная лесосека исчисляется исходя из возраста, в котором достигаются целевые параметры насаждения;
  • при исчислении учитываются: динамика породной и возрастной структуры, проведение рубок ухода, прогноз динамики основных таксационных характеристик насаждения;
  • в качестве обязательного условия должен соблюдаться принцип неубывания (неистощительности) лесопользования, включая неубывание по основным группам сортиментов;
  • величина расчетной лесосеки по объекту пользования определяется с учетом экономической доступности лесов на основе спроса на сортименты, затрат на инфраструктуру, транспорт, затрат на хозмероприятия в лесу и устанавливается как оптимальная для данной экономической ситуации;

Об установлении возрастов рубок (приказ Рослесхоза от 19.02.2008 № 37 (ред. от 29.12.2011)):

  • возраст рубки может быть снижен в случае, если преобладающая порода древостоя достигла целевого среднего диаметра;

Состав Проекта освоения лесов и порядок его разработки (приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69):

  • целевые характеристики (породная и сортиментная структура) лесных насаждений;
  • существующий спрос на сортименты и его прогноз;
  • основные экономические нормативы – цены на сортименты, стоимость перевозки сортиментов, затраты на основные лесохозяйственные мероприятия, затраты на развитие инфраструктуры;
  • обоснование выбора цепочек лесохозяйственных мероприятий;
  • расчетная лесосека и ее обоснование с учетом достижения целевой структуры лесов и экономических нормативов;
  • требования по сохранению биоразнообразия;

Типовая форма и состав Лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки (Приказ Рослесхоза от 05.10.2011 N 423):

  • разделение территории на части с экстенсивным и интенсивным ведением лесного хозяйства и лесопользования;

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений (приказ Рослесхоза от 04.04.2012 № 126):

  • разделение территории на части с экстенсивным и интенсивным ведением лесного хозяйства и лесопользования;
  • описание требований по особенностям ведения хозяйства в части с интенсивным ведением лесного хозяйства и лесопользования;
  • требования по сохранению биоразнообразия;
  • существующий спрос на сортименты и его прогноз.

5.2. Совершенствование функций лесоуправления

Система лесоуправления требует доработки индикаторов ее функционирования, которые бы напрямую отслеживали основные экономические показатели состояния лесов и давали картину их динамики. Необходимо дополнить критерии оценки эффективности субъектов в области лесных отношений (постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 194 (ред. от 23.01.2014)) следующими показателями:

  • заготовка древесины с гектара в год от всех видов рубок;
  • стоимость производимой продукции лесного сектора на гектар в год;
  • средняя стоимость одного кубометра заготавливаемой древесины (р./м3);
  • доля лесного сектора в экономике региона.

5.3. Совершенствование лесоустройства

Перспективным для интенсивной модели является сочетание непрерывного лесоустройства для отслеживания и внесения текущих изменений в повыдельную базу данных и дистанционного мониторинга для их контроля. Назначение мероприятий и их корректировка в связи с экономическими целями должны проводиться на основе экономически эффективных цепочек мероприятий. При этом более эффективен подход, при котором данные лесоустройства и назначения мероприятий являются предварительными, а финальное назначение мероприятий выполняется на основании прямой оценки древостоя перед проведением мероприятий.

Для перехода на экономически эффективные методы лесного хозяйства необходимо внести следующие изменения в процедуры лесоустройства:

  • обеспечить достоверную оценку лесных культур и назначение мероприятий в лесных культурах старше 10 лет согласно преобладающей по запасу породе;
  • перейти от формального учета лесных культур (выделения их всегда в первом ярусе) к описанию фактически сформировавшихся молодняков и средневозрастных насаждений аналогично древостоям естественного происхождения;
  • перейти на абсолютные полноты при назначении выборочных рубок;
  • перейти на расчет запасов по абсолютной полноте;
  • обеспечить развитие методов оценки текущей товарной структуры и стоимости лесов под различные варианты спроса на сортименты и прогноз их изменения на среднесрочную перспективу;
  • перейти при лесоустройстве от оценки преимущественно спелых и перестойных древостоев к оценке экономически перспективных древостоев всех возрастов;
  • проводить оценку баланса между изъятием и приростом древесины.

5.4. Природоохранное планирование

Интенсификация использования и воспроизводства усиливает изменение естественной среды лесов. Поэтому в дополнение к существующим категориям защитных лесов и видам особо защитных участков необходим целый ряд мероприятий и нормативов для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия лесов.

Данные нормативы предусматривают формирование перечней объектов с особым режимом хозяйственной деятельности, которые являются редкими, особо уязвимыми или ценными по иным причинам. Разработка и применение указанных нормативов осуществляются на ландшафтной основе. Необходимо разработать 3 группы нормативов:

  • перечень редких, уязвимых и эталонных природных комплексов на основе ландшафтного деления территории:
  • категории участков, выполняющих особые экологические и средообразующие функции, либо важные для сохранения биоразнообразия, хозяйственное пользование в которых в полном объеме может привести к необратимым или долгосрочным отрицательным изменениям;
  • перечень редких, уязвимых и эталонных экосистем и ключевых местообитаний:
  • категории участков размера выдела и более, важные прежде всего для сохранения биологического разнообразия территории, предназначенные для сохранения ключевых местообитаний специализированных, уязвимых, редких и охраняемых видов, а также биологически ценных (редких, уязвимых, а также эталонных) экосистем;
  • перечень ключевых объектов (объектов биоразнообразия), учитываемых при планировании различных видов рубок:
  • охраняемые участки небольшой площади или отдельные объекты в лесу, рубка в которых не проводится.

5.5. Разработка региональных программ развития

Важным элементом включения регионального элемента в применение интенсивной модели является запуск региональных программ по оценке эффективности перехода на интенсивную модель. Такие программы должны включать анализ существующего спроса, дефицита/профицита лесных ресурсов и оценку эффектов перехода на интенсивную модель, сроков достижения конкретных эффектов и перспектив развития более сбалансированного и полного спроса на основе дополнительных объемов древесины за счет рубок ухода и увеличения выхода целевых сортиментов. Такие программы должны также показывать влияние развития лесного сектора на общую социально-экономическую ситуацию в регионе.

Реализация региональных программ развития должна включать следующие основные задачи:

  • экономическую оценку качества лесов и выхода сортиментов;
  • определение соответствия структуры и объема переработки древесины в регионе качеству и объему заготавливаемых сортиментов;
  • прогноз изменений объема и качества заготавливаемой древесины, сроков и условий ее реализации;
  • определение сценариев развития мощностей переработки, экономических последствий для региона (налогообложение, занятость и т. д.);
  • определение оптимальной модели лесного хозяйства для целей повышения экономической эффективности, направления изменений текущей модели хозяйства с перечнем необходимых этапов ее осуществления;
  • определение вариантов инвестиций для развития лесного комплекса;
  • зонирование территории по применению экстенсивной и интенсивной модели.

5.6. Создание экономических и правовых стимулов для долгосрочного лесного бизнеса

Переход на интенсивную модель основан на получении не только краткосрочных, но главным образом – средне- и долгосрочных экономических эффектов. Переход на интенсивную модель приводит к увеличению капитализации арендованных лесных территорий через улучшение породной и товарной структуры лесов и развитие дорожной инфраструктуры. При всей экономической привлекательности перехода на интенсивную модель для лесного бизнеса нужны гарантии возврата инвестиций в случае переуступки или потери прав на арендованную территорию по тем или иным причинам, поскольку такая возможность будет стимулировать инвестиции в лесное хозяйство. Такие гарантии могут быть реализованы в виде правовых механизмов на основе учета лесного фонда как биологического ресурса в системе финансовой отчетности компаний. Форма такого учета может быть принята на основе аналога стандарта МСФО 41 «Сельское хозяйство» с учетом специфики лесного хозяйства России.

5.7. Научное и кадровое обеспечение

Научное и кадровое обеспечение включает:

  • разработку методического руководства с комментариями основных изменений, описанием порядка применения и использования новых нормативов;
  • создание программ повышения квалификации специалистов органов госуправления и компаний по применению новой системы нормативов;
  • проведение обучающих семинаров и курсов для специалистов органов госуправления и компаний по применению новой системы нормативов;
  • разработку учебных курсов по интенсивному использованию и воспроизводству лесов для средних и высших лесных учебных заведений.

5.8. Информационное обеспечение

Информационное обеспечение включает:

  • подготовку демонстрационных участков на основе технологий, техники и нормативов интенсивной модели;
  • проведение совещаний с привлечением широкого круга заинтересованных сторон;
  • информирование заинтересованных сторон о сути изменений в нормативно-правовых актах и деятельности компаний;
  • создание информационных и обучающих материалов по интенсивной модели, в том числе в популярной форме;
  • проведение научно-практических конференций;
  • создание интернет-портала с информацией об интенсивной модели использования и воспроизводства лесов и текущих проектах по применению модели.

6 Реализация концепции

План мероприятий («дорожная карта») по реализации настоящей Концепции приведен в приложении.

Реализация настоящей Концепции будет осуществляться Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральным агентством лесного хозяйства, подведомственными отраслевыми институтами, региональными органами исполнительной власти в области лесных отношений, заинтересованными лесопромышленными компаниями, другими научными и природоохранными организациями.

Реализация Концепции предусматривает:

  • координацию на федеральном, региональном и местном уровнях действий, направленных на обеспечение условий для применения интенсивной модели использования и воспроизводства лесов в Российской Федерации;
  • широкое обсуждение и вовлечение всех заинтересованных сторон в процесс принятия решений по внедрению интенсивной модели;
  • разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции;
  • намеченные мероприятия в долгосрочной перспективе обеспечат устойчивое развитие лесного сектора России и повышение роли России как одной из ведущих лесных держав.

П.П

Наименование мероприятий

Срок реализации

Ответственные исполнители

1

Разработка «дорожной карты»

20 февраля 2015 года

ФБУ «СПбНИИЛХ», Минприроды России

2

Разработка концепции по интенсификации и воспроизводству лесов (далее Концепции) и формата изменений НПА*

2.1

Разработка проекта Концепции и проекта перечня и требований к изменению НПА

01 марта 2015 года

ФБУ «СПбНИИЛХ», Минприроды России

2.2

Проведение совещания с привлечением заинтересованных сторон для обсуждения проекта концепции и проектов перечня и требований к изменению НПА

25 марта 2015 года

ФБУ «СПбНИИЛХ», Минприроды России, Рослесхоз

3

Определение и согласование пилотных лесных районов для интенсификации использования и воспроизводства лесов (предварительный перечень: Среднеангарский таежный лесной район, Двинско-Вычегодский таежный лесной район, Балтийско-Белозерский таежный лесной район)

10 марта 2015 года

Минприроды России, Рослесхоз, органы исполнительной власти субъектов федерации в области лесных отношений

4

Создание рабочих групп в субъектах Российской Федерации по реализации концепции в пилотных лесных районах

15 апреля 2015 года

Минприроды России, Рослесхоз, органы исполнительной власти субъектов федерации в области лесных отношений

5

Проведение научно-исследовательских полсбых работ для сбора исходных данных по разработке нормативов для пилотных лесных

районов по контрактам с лесопромышленными компаниями

5.1

Двинско-Вычегодский таежный лесной район

01 мая -01 октября 2015 года

Лесопромышленные компании, ОАО «Группа «Илим», АО «Монди СЛПК», ФБУ «СПбНИИЛХ»

5.2

Карельский таежный лесной район

01 мая -01 октября 2015 года

Лесопромышленные компании, органы исполнительной власти субъектов федерации в области лесных отношений

5.3

Нижнеангарский таежный лесной район

01 мая -01 октября 2015 года

Лесопромышленные компании, органы исполнительной власти субъектов федерации в области лесных отношений

5.4

Среднеангарский таежный лесной район

01 мая -01 октября 2016 года

Лесопромышленные компании, ОАО «Группа «Илим», ФБУ «СПбНИИЛХ»

5.5

Балтийско-Белозерский таежный лесной район

01 мая -01 октября 2016 года

Лесопромышленные компании, ЗАО «Интернешнл Пейпер», ФБУ «СПбНИИЛХ»

6

Подготовка демонстрационных участков на основе технологий, техники и нормативов интенсивной модели использования и воспроизводства лесоБ, проведение совещаний с привлечением широкого круга заинтересованных сторон

01 мая -20 сентября 2015 года

Лесопромышленные компании, ОАО «Группа «Илим», АО «Монди СЛПК» ЗАО «Интернешнл Пейпер»; ФБУ «СПбНИИЛХ», органы исполнительной власти субъектов федерации в области лесных отношений

7

Разработка проектов НПА по пилотным лесным районам

7.1

Двинско-Вычегодский таежный лесной район

01 мая -01 декабря 2015 года

ФБУ «СПбНИИЛХ»

7.2

Карельский таежный лесной район

01 мая -01 декабря 2015 года

Лесопромышленные компании, органы исполнительной власти субъектов федерации в области лесных отношений

7.3

Нижнеангарский таежный лесной район

01 мая -01 декабря 2015 года

Лесопромышленные компании, органы исполнительной Бласти субъектов федерации в области лесных отношений

7.4

Среднеангарский таежный лесной район

01 мая -01 декабря 2016 года

ФБУ «СПбНИИЛХ»

7.5

Балтийско-Белозерский таежный лесной район

01 мая -01 декабря 2016 года

ФБУ «СПбНИИЛХ»

8

Утверждение НПА по пилотным лесным районам

8.1

Двинско-Вычегодский таежный лесной район

15 декабря 2015 года

Минприроды России

8.2

Карельский таежный лесной район

15 декабря 2015 года

Минприроды России

8.3

Нижнеангарский таежный лесной район

15 декабря 2015 года

Минприроды России

8.4

Среднеангарский таежный лесной район

15 декабря 2016 года

Минприроды России

8.5

Балтийско-Белозерский таежный лесной район

15 декабря 2016 года

Минприроды России

9

Включение в бюджет 2016 года субвенций на корректировку лесных планов и лесохозяйственных регламентов субъектов Российской

Федерации, на территории которых предполагается реализация пилотных проектов

9.1

Двинско-Вычегодский таежный лесной район

до 20 сентября 2015 года

Минприроды России, Рослесхоз, органы исполнительной власти субъекта федерации в области лесных отношений

9.2

Карельский таежный лесной район

до 20 сентября 2015 года

Минприроды России, Рослесхоз, органы исполнительной власти субъекта федерации в области лесных отношений

9.3

Нижнеангарский таежный лесной район

до 20 сентября 2015 года

Минприроды России, Рослесхоз, органы исполнительной власти субъекта федерации в области лесных отношений

9.4

Среднеангарский таежный лесной район

до 20 сентября 2016 года

Минприроды России, Рослесхоз, органы исполнительной власти субъекта федерации в области лесных отношений

9.5

Балтийско-Белозерский таежный лесной район

до 20 сентября 2016 года

Минприроды России, Рослесхоз, органы исполнительной Бласти субъекта федерации в области лесных отношений

10

Корректировка лесных планов и лесохозяйственных регламентов для территорий, где есть арендные участки заинтересованных

лесопромышленных компаний

10.1

Двинско-Вычегодский таежный лесной район

01 февраля-01 сентября 2016 года

Рослесхоз, органы исполнительной власти субъекта федерации в области лесных отношений

10.2

Карельский таежный лесной район

01 февраля-01 сентября 2016 года

Рослесхоз, органы исполнительной власти субъекта федерации в области лесных отношений

10.3

Нижнеангарский таежный лесной район

01 февраля-01 сентября 2016 года

Рослесхоз, органы исполнительной власти субъекта федерации в области лесных отношений

10.4

Среднеангарский таежный лесной район

01 февраля-01 сентября 2017 года

Рослесхоз, органы исполнительной власти субъекта федерации в области лесных отношений

10.5

Балтийско-Белозерский таежный лесной район

01 февраля-01 сентября 2017

Рослесхоз, органы исполнительной власти субъекта федерации в области лесных отношений

11

Корректировка проектов освоения лесов в зоне аренды заинтересованных лесопромышленных компаний

11.1

Двинско-Вычегодский таежный лесной район

01 мая -25 декабря 2016 года

ОАО «Группа «Илим», АО «Монди СЛПК»

11.2

Карельский таежный лесной район

01 мая -25 декабря 2016 года

Лесопромышленные компании, органы исполнительной власти субъектов федерации в области лесных отношений

11.3

Нижнеангарский таежный лесной район

01 мая -25 декабря 2016 года

Лесопромышленные компании, органы исполнительной власти субъектов федерации в области лесных отношений

11.4

Среднеангарский таежный лесной район

01 мая -25 декабря 2017 года

ОАО «Группа «Илим»

11.5

Балтийско-Белозерский таежный лесной район

01 мая -25 декабря 2017 года

ЗАО «Интернешнл Пейпер»

12

Мониторинг результатов реализации мероприятий по интенсификации использования и воспроизводства лесов

постоянно

Минприроды России, Рослесхоз

Все новости →

  Яндекс.Метрика
  Индекс цитирования сайта ЛИК Пестово.
© 2011—2018, Лесная Инновационная Компания (ООО ЛИК) • Пользовательское соглашение
174510, Россия, Новгородская область, г.Пестово, ул.Набережная, д. 6А • Схема проезда
Телефоны: +7 81669 555-34, +7 81669 555-63Написать письмо

Мобильная версияКарта сайта